Детский нейропсихолог - клинический психолог, работа которого основывается на знании и учете закономерностей развития и функционирования нервной системы ребенка в онтогенезе.
Детский нейропсихолог проводит диагностику уровня сформированности высших психических функций ребенка и выявляет те области мозга, которые недостаточно созрели для выполнения "своих обязанностей", что приводит к трудностям в обучении, социальном взаимодействии, проблемам в поведении.
⠀
Проконсультируйтесь с нейропсихологом, даже если у ребенка нет видимых отклонений от нормы. Нейропсихолог сможет выявить особенности его развития и подскажет Вам, на формировании каких навыков следует сосредоточить свое внимание, чтобы ребенок гармонично и легко вошёл в процесс обучения.
⠀
Любой родитель хорошо знает особенности своего ребенка. Внимательнее посмотрите на его поведение.
⠀
Рекомендуется проконсультироваться с нейропсихологом, если родители у ребёнка заметили: ◾️ нарушения психомоторного развития (моторная неловкость, неуверенность в движениях, неуклюжесть);
◾️ нарушения психического развития (снижена функция памяти, внимания, восприятия, логики);
◾️ нарушения эмоциональной сферы (капризность, замкнутость, агрессивность, неусидчивость, тревожность, проблемы общения и контактов);
◾️ нарушения сна, аппетита, ребенок часто болеет, есть склонность к диатезам и аллергии;
◾️ невротические реакции (заикание, запинки в речи, тошнота и рвота, тики, навязчивые движения, фобии);
◾️ проблемы обучаемости (медлительность, низкая работоспособность, быстрая утомляемость, нарушения письма, счета, чтения);
◾️ отставание по школьным предметам и нежелание ходить в школу; (если уже учится в школе).
◾️ нарушены пространственные представления (не понимает или иногда путает, где лево, где право);
◾️ проблемы самоконтроля, гиперактивность или дефицит внимания;
◾️ если вам уже поставлен диагноз (ЗПР, СДВГ, ММД, аутизм или РАС, ЗРР, ОНР);
◾️ ребенок левша или амбидекстр (может рисовать, писать или держать ложку и в левой и в правой руке);
◾️ пишет зеркально, меняет и пропускает буквы, переставляет части слов при письме или чтении;
◾️ ребенок не может построить высказывание, логический рассказ – сбивается, перескакивает, забывает мысль;
◾️ не может скопировать самый простой рисунок;
◾️ быстро утомляется, рассеянный, не слышит ваших вопросов, медлительный или слишком активен;
◾️ имел сотрясение мозга или другую травму головы, общий наркоз, гипо- или гипертонус;
◾️ до трёх лет тяжело болел, были операции;
◾️ были задержки или сдвиги психомоторного развития в 1-й год жизни, мало или совсем не ползал.
⠀
Иногда эти проявления проходят сами собой по мере взросления ребенка. Происходит компенсация работы отстающих участков головного мозга за счет хорошо развитых. Но это сопровождается большими затратами ресурсов головного мозга, что приводит либо к перегрузке нервной системы ребенка (утомлению, недомоганию и даже соматическим проявлениям), либо к отставанию в развитии других структур мозга.
⠀
Нейропсихолог разрабатывает индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, чтобы стимулировать развитие отстающих структур мозга ребенка. Из многолетней практики: пропадают данные проявления, возникают новые навыки, ребенку многое начинает даваться легко!
Нейропсихолог – восстанавливает функции психики, корректирует нарушения, выявляет слабые и сильные стороны работы мозга, помогает пациенту адаптироваться к тем жизненным условиям, в которых он находится.
⠀
Функциональные задачи нейропсихолога следующие:⠀
◾️ выявить особенности мозговой деятельности;
◾️ провести диагностирование нарушений;
◾️ установить связь между повреждениями мозга и нарушениями поведения, мышления, развития, внимания, речи, ориентации, координации, зрения;
◾️ разработать и применить индивидуальную программу коррекции;
◾️ проконтролировать выполнение упражнений и динамику результатов.
⠀
Чаще всего родители обращаются к нейропсихологу, когда их ребенок:⠀
◾️ не может контролировать собственное поведение;
◾️ испытывает трудности при адаптации в коллективе;
◾️ плохо координирует свои движения;
◾️ замкнут и неразговорчив;
◾️ быстро утомляется;
◾️ с трудом усваивает школьную программу;
◾️ эмоционально неустойчив, устраивает истерики, демонстрирует резкие перепады в настроении и немотивированную агрессию;
◾️ плохо разговаривает (или не разговаривает в три года);
◾️ имеет проблемы с письмом и чтением (замена слогов, пропуск букв и слогов, невнятное произношение);
◾️ не запоминает услышанную информацию;
◾️ путает лево/право (после шести лет);
◾️ не может строить планы и следовать инструкциям;
◾️ не сразу и не всегда реагирует на обращение к нему взрослых;
◾️ не делает уроки самостоятельно;
◾️ неуклюж и забывчив;
◾️ плохо спит, не может соблюдать режим;
◾️ с трудом рисует, лепит, собирает мелкие детали (плохо развита моторика рук).
⠀
Также специалист участвует в помощи детям, которые:⠀
◾️ имеют диагноз аутизм, задержку психического развития или минимальную мозговую дисфункцию;
◾️ заикаются;
◾️ демонстрируют высокий или низкий уровень мышечного тонуса;
◾️ страдают поражением отделов мозга;
◾️ перенесли травму головного мозга.
⠀
Все эти недуги достаточно серьезны, поэтому нейропсихолог тесно сотрудничает с терапевтами, логопедами, дефектологами, неврологами, психиатрами, педагогами и другими коррекционными специалистами.
Нейропсихологи вносят свою лепту в лечение детей, подбирая особую программу обучения с учетом его индивидуальности и конкретной проблемы.
Консультация нейропсихолога для здоровых малышей также будет полезна!