Аутизм – это нарушения психики, характеризующиеся затруднением взаимодействия с окружающими людьми, стереотипным поведением, снижением памяти, внимания, речи, логики.
Аутизм – это результат особенностей головного мозга. Полностью избавиться от него нельзя, но благодаря началу ранней терапии пациенты могут адаптироваться к жизни в обществе, заводить дружбу и знакомства, преуспевать в карьере. Чем раньше начать лечение, тем выше вероятность положительной адаптации ребенка в обществе.
Какие признаки имеет аутизм?
Аутизм как диагноз существует недавно. Это комплексное нарушение развития, которое характеризуется отклонениями в социальных взаимодействиях и коммуникациях, ограниченностью интересов и повторяющимися действиями.
Аутизм не является психическим заболеванием! Это неврологическое заболевание, отражающееся на функциональности головного мозга.
⠀
Первые симптомы проявляются в 2,5-3 года. В этот период ярче заметны речевые нарушения и замкнутость у детей.
⠀
Однако первые признаки аутистического поведения видны еще до 1 года. Родителям сложно самостоятельно отличить признаки аутизма. Поэтому неслучайно годовалым детям рекомендована консультация психиатра и нейропсихолога.
⠀
Не бойтесь обращаться к психиатру! Если обратиться вовремя, трудностей можно избежать.
⠀
Какие есть симптомы аутизма у детей?
⠀
1. Нарушение взаимодействия с окружающими.
Ребенок:
▪️ не просится на руки, ему комфортнее лежать в кроватке.
▪️ не принимает физиологическую позу при кормлении грудью.
▪️ малоподвижен, не такой оживленный как сверстники.
▪️ не реагирует на новые игрушки, звуки, может долго смотреть в одну точку.
▪️ не откликается на своё имя.
▪️ равнодушие к ярким, гремящим, свистящим и пищащим игрушкам, которыми взрослые пытаются развлечь ребенка;
▪️ резкая реакция на громкие звуки;
⠀
Если кто-то хочет вступить с ребенком в контакт:
▪️ он либо убирает ручки, либо уходит в сторону, либо агрессивно реагирует.
▪️ бросает игрушку, а не даёт в руки, чтобы избежать контакта.
⠀
По мере взросления ребенок углубляется в свой внутренний мир. Он не умеет и не желает общаться с членами семьи. Редко обращается за помощью. Рано начинает пытаться самостоятельно себя обслуживать. Не пользуется словом «дай». Ему проще взять самому или добиться своего скандалом.
⠀
Часто дети не реагируют на дискомфорт. Например, на полный памперс.
⠀
Отсутствие зрительного контакта. Ребенок не фиксирует взгляд на предметах, игрушках.
⠀
2. Ограниченные интересы и особенности игры.
⠀
Ребенок выбирает одну игрушку и играет только с ней продолжительное время. Может выбрать в качестве игрушки любую вещь: камешки, верёвочки.
⠀
Игры, требующие фантазии и воображения, не увлекают детей-аутистов. Предпочитают более спокойные игры.
⠀
3. Склонность к повторяющимся действиям. Стереотипии.
⠀
Стереотипные движения тела, манипуляции со звуками (частое повторение одной фразы), игры (пересыпание песка), включает/выключает.
⠀
Ребенок знакомится с окружающим миром самостоятельно. Он может облизывать, нюхать предметы.
⠀
Пищевое поведение: ребенок избирателен в еде, выбирает только определенный ряд продуктов. Например, макароны одной формы.
⠀
4. Расстройства интеллектуальной сферы.
⠀
Основная особенность заболевания – избирательный интеллект. Аутисты могут демонстрировать отличные результаты в математике, рисовании, музыке, но сильно отставать по другим предметам. Или ребенок может быть выраженно одарен в одной определенной области.
⠀
5. Нарушение инстинкта самосохранения.
Агрессия – одна из основных форм реагирования на происходящее: могут бить себя, кусать.
⠀
Очень часто у таких детей отсутствует «чувство меры». Это может наблюдаться еще в раннем детстве. Дети могут выбежать на проезжую часть, залезть на подоконник с открытым окном.
⠀
6. СДВГ⠀
Чаще, чем у остальных детей, у детей-аутистов отмечается гиперактивное поведение. Они расторможены и дезорганизованы. Они находятся в постоянном движении, с трудом могут удержаться на одном месте, не реагируют на просьбы во время занятий, есть трудности в управлении движениями («как на шарнирах»).
7. Нарушения вербального общения.⠀
Речь может развиваться с задержкой или не развиваться совсем. Речь может появиться раньше, чем у сверстников, но в 1,5-2 года наблюдается регресс – ребенок перестает говорить с окружающими, но при этом может полноценно говорить сам с собой.
В речи могут присутствовать различные штампы: фразы из мультфильмов и сказок, повторение одних и тех же слов или слогов.
С задержками речевого развития рекомендуется обратиться к логопеду-дефектологу. Если специалист заподозрит аутистические нарушения, он может порекомендовать обратиться к психиатру. Главное – обратиться как можно раньше, а не быть наедине с этой проблемой и не ждать, что к трем годам всё нормализуется. Лучше сразу исключить недуг.
В настоящее время существует комплексная терапия, включающая в себя целый перечень специализированных мероприятий, помогающих детям с различными формами РАС.
Она предполагает следующие направления:
▪️ психологическую поддержку, целью которой является социальная адаптация ребенка, обучение навыкам взаимодействия с окружающим миром, проработку проблем с коммуникацией и распознаванием эмоционального состояния других людей;
▪️ педагогическое обучение, направленное на пополнение словарного запаса, развитие навыков использования различных инструментов разговорной речи, формирование абстрактного мышления;
▪️ прививание навыков самообслуживания, которые необходимы детям-аутистам для комфортного и безопасного нахождения в социуме.
Рекомендуется:
- консультация психиатра для исключения психического заболевания,
- регулярное наблюдение у невролога,
- занятия со специалистами в программах нейропсихологической коррекции.
Если диагноз установлен, необходимо немедленно начинать работать с ребенком, и эта работа должна быть комплексной:
▪️ Психиатр подбирает медикаментозную терапию (при выявлении отклонений в возрасте до 1 года часто можно обойтись без медикаментов).
▪️ Нейропсихолог, логопед и дефектолог составляют индивидуальную программу коррекции и регулярно работают с ребенком, проводя различные занятия, тестирования, игры.
▪️ В рамках нейрокоррекции используется игровая терапия, индивидуальные и групповые занятия с нейропсихологом, логопедом, педагогом-дефектологом.
Для достижения наилучшего результата важна комплексная работа специалистов. Важно не упустить время, а проводить коррекцию аутизма в раннем возрасте.
Наши специалисты проведут первичную консультации и разработают индивидуальную программу нейропсихологической коррекции для вашего ребенка. Записаться можно сейчас на сайте и сделать шаг к счастливому будущему ребенка в социуме!