Аутизм или расстройство аутистического спектра (РАС).

Аутизм – это нарушения психики, характеризующиеся затруднением взаимодействия с окружающими людьми, стереотипным поведением, снижением памяти, внимания, речи, логики.

Аутизм – это результат особенностей головного мозга. Полностью избавиться от него нельзя, но благодаря началу ранней терапии пациенты могут адаптироваться к жизни в обществе, заводить дружбу и знакомства, преуспевать в карьере. Чем раньше начать лечение, тем выше вероятность положительной адаптации ребенка в обществе.

Какие признаки имеет аутизм?
Аутизм как диагноз существует недавно. Это комплексное нарушение развития, которое характеризуется отклонениями в социальных взаимодействиях и коммуникациях, ограниченностью интересов и повторяющимися действиями.

Аутизм не является психическим заболеванием! Это неврологическое заболевание, отражающееся на функциональности головного мозга.

Первые симптомы проявляются в 2,5-3 года. В этот период ярче заметны речевые нарушения и замкнутость у детей.

Однако первые признаки аутистического поведения видны еще до 1 года. Родителям сложно самостоятельно отличить признаки аутизма. Поэтому неслучайно годовалым детям рекомендована консультация психиатра и нейропсихолога.

Не бойтесь обращаться к психиатру! Если обратиться вовремя, трудностей можно избежать.

Какие есть симптомы аутизма у детей?

1. Нарушение взаимодействия с окружающими.
Ребенок:
▪️ не просится на руки, ему комфортнее лежать в кроватке.
▪️ не принимает физиологическую позу при кормлении грудью.
▪️ малоподвижен, не такой оживленный как сверстники.
▪️ не реагирует на новые игрушки, звуки, может долго смотреть в одну точку.
▪️ не откликается на своё имя.
▪️ равнодушие к ярким, гремящим, свистящим и пищащим игрушкам, которыми взрослые пытаются развлечь ребенка;
▪️ резкая реакция на громкие звуки;

Если кто-то хочет вступить с ребенком в контакт:
▪️ он либо убирает ручки, либо уходит в сторону, либо агрессивно реагирует.
▪️ бросает игрушку, а не даёт в руки, чтобы избежать контакта.

По мере взросления ребенок углубляется в свой внутренний мир. Он не умеет и не желает общаться с членами семьи. Редко обращается за помощью. Рано начинает пытаться самостоятельно себя обслуживать. Не пользуется словом «дай». Ему проще взять самому или добиться своего скандалом.

Часто дети не реагируют на дискомфорт. Например, на полный памперс.

Отсутствие зрительного контакта. Ребенок не фиксирует взгляд на предметах, игрушках.

2. Ограниченные интересы и особенности игры.

Ребенок выбирает одну игрушку и играет только с ней продолжительное время. Может выбрать в качестве игрушки любую вещь: камешки, верёвочки.

Игры, требующие фантазии и воображения, не увлекают детей-аутистов. Предпочитают более спокойные игры.

3. Склонность к повторяющимся действиям. Стереотипии.

Стереотипные движения тела, манипуляции со звуками (частое повторение одной фразы), игры (пересыпание песка), включает/выключает.

Ребенок знакомится с окружающим миром самостоятельно. Он может облизывать, нюхать предметы.

Пищевое поведение: ребенок избирателен в еде, выбирает только определенный ряд продуктов. Например, макароны одной формы.

4. Расстройства интеллектуальной сферы.

Основная особенность заболевания – избирательный интеллект. Аутисты могут демонстрировать отличные результаты в математике, рисовании, музыке, но сильно отставать по другим предметам. Или ребенок может быть выраженно одарен в одной определенной области.

5. Нарушение инстинкта самосохранения.

Агрессия – одна из основных форм реагирования на происходящее: могут бить себя, кусать.

Очень часто у таких детей отсутствует «чувство меры». Это может наблюдаться еще в раннем детстве. Дети могут выбежать на проезжую часть, залезть на подоконник с открытым окном.

6. СДВГ

Чаще, чем у остальных детей, у детей-аутистов отмечается гиперактивное поведение. Они расторможены и дезорганизованы. Они находятся в постоянном движении, с трудом могут удержаться на одном месте, не реагируют на просьбы во время занятий, есть трудности в управлении движениями («как на шарнирах»).

7. Нарушения вербального общения.

Речь может развиваться с задержкой или не развиваться совсем. Речь может появиться раньше, чем у сверстников, но в 1,5-2 года наблюдается регресс – ребенок перестает говорить с окружающими, но при этом может полноценно говорить сам с собой.

В речи могут присутствовать различные штампы: фразы из мультфильмов и сказок, повторение одних и тех же слов или слогов.

С задержками речевого развития рекомендуется обратиться к логопеду-дефектологу. Если специалист заподозрит аутистические нарушения, он может порекомендовать обратиться к психиатру. Главное – обратиться как можно раньше, а не быть наедине с этой проблемой и не ждать, что к трем годам всё нормализуется. Лучше сразу исключить недуг.

В настоящее время существует комплексная терапия, включающая в себя целый перечень специализированных мероприятий, помогающих детям с различными формами РАС.

Она предполагает следующие направления:

▪️ психологическую поддержку, целью которой является социальная адаптация ребенка, обучение навыкам взаимодействия с окружающим миром, проработку проблем с коммуникацией и распознаванием эмоционального состояния других людей;
▪️ педагогическое обучение, направленное на пополнение словарного запаса, развитие навыков использования различных инструментов разговорной речи, формирование абстрактного мышления;
▪️ прививание навыков самообслуживания, которые необходимы детям-аутистам для комфортного и безопасного нахождения в социуме.

Рекомендуется:
- консультация психиатра для исключения психического заболевания,
- регулярное наблюдение у невролога,
- занятия со специалистами в программах нейропсихологической коррекции.

Если диагноз установлен, необходимо немедленно начинать работать с ребенком, и эта работа должна быть комплексной:

▪️ Психиатр подбирает медикаментозную терапию (при выявлении отклонений в возрасте до 1 года часто можно обойтись без медикаментов).
▪️ Нейропсихолог, логопед и дефектолог составляют индивидуальную программу коррекции и регулярно работают с ребенком, проводя различные занятия, тестирования, игры.
▪️ В рамках нейрокоррекции используется игровая терапия, индивидуальные и групповые занятия с нейропсихологом, логопедом, педагогом-дефектологом.

Для достижения наилучшего результата важна комплексная работа специалистов. Важно не упустить время, а проводить коррекцию аутизма в раннем возрасте.

Наши специалисты проведут первичную консультации и разработают индивидуальную программу нейропсихологической коррекции для вашего ребенка. Записаться можно сейчас на сайте и сделать шаг к счастливому будущему ребенка в социуме!

Получить консультацию

Заполните заявку, мы перезвоним вам и ответим на все вопросы.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.